Трикстер (lesley_f) wrote,
Трикстер
lesley_f

Categories:

Конспект нашего прямого эфира «Теория психического. Часть 2» от 23 августа 2019

[Конспект, а не расшифровка! То есть тут нет многого, что есть в записи эфира. Про аутистов мы там, например, очень много говорили, а тут чуть-чуть. Напомню описание: «Про аутистов, ноосферу, восприятие кино и жизни. И про индивидуальность».]

В прошлый раз мы начали говорить про теорию психического.

Мы говорили о том, что человек, у которого сформирована теория психического, способен хотя бы предположить, что если у него есть какие-то чувства, мысли, переживания и предпочтения, то и у другого человека они тоже есть. Причем, возможно, совсем не такие, как у него самого. Чем-то похожие, а чем-то нет.

Степень развития умения отличать себя от других людей может быть очень разной.

Кто-то лучше умеет “влезать в чужую шкуру”, и его предположения о том, что думает, чувствует, хочет, ожидает и т. д. другой человек, оказываются более точными. (Теория психического развита лучше.)

Кто-то считает, что “есть только два мнения: мое и неправильное”. (Теория психического, возможно, не очень развита.)

Не то что считает, потому что располагает научными доказательствами, а просто не имеет инструментов, чтобы увидеть не искаженное-свое, а просто обычное чужое мнение.

Вот, допустим, наша соседка в очередной раз орет на своих детей. Они нарисовали что-то на столе фломастером, и это ее очень расстроило. И она делает предположение об их психической жизни: “Вы тут нарочно все изрисовали, чтобы меня огорчить!”

Видимо, теория психического у нашей соседки развита не очень хорошо, потому что ничего поумнее ей в голову не пришло. Или, допустим, не у всей соседки, а у какой-то ее травмированной части, активировавшейся в тот момент на фоне аффекта. Но это уже моя теория психического.

Еще мы в прошлый раз успели поговорить об исследованиях теории психического у детей, в т. ч. с синдромом Дауна и аутизмом. Сейчас продолжим с этого места.

Специфика теории психического у аутистов (и почему разработанные нейротипиками тесты могут показывать ее “отсутствие”).

- мир, каждый раз пересобираемый заново, как тот самый знаменитый пазл, ставший символом аутизма (учет слишком большого количества факторов и построение слишком большого числа предположений).

- “а что, так можно было?” Считается, что нейротипичные люди многие вещи усваивают “на автомате”, а аутисту часто требуется объяснение, что как устроено и что как работает, чтобы он это понял и начал пользоваться.

- у аутистов часто есть “свой мир”, мир чувств, образов, фантазий, ощущений и прочего, но он сильно отличается от мира большинства окружающих его людей, что дополнительно затрудняет коммуникацию и усиливает одиночество. То есть проблема в невозможности разделить свою психическую реальность с другими.

Итак, теперь перейдем собственно к теории психического.

Допустим, мы сделали предположение, что кроме “реального мира” есть еще и мир психического. Он есть у нас, а значит, скорее всего, он есть и у других людей тоже. Может быть даже, если посмотреть в масштабах человечества, этот “невидимый” мир не менее реален, чем то, что принято называть реальностью, и там происходят какие-то свои процессы. Не зря же Юнг много писал о “коллективном бессознательном”, а Вернадский сказал, что наша картина мира будет неполной, если мы не будем учитывать еще ноосферу - информационную оболочку Земли, созданную и поддерживаемую за счет специфической именно для человека деятельности - интеллектуальной, мыслительной и т. д.

ОК, что дальше? Что стало бы возможным для нас, если бы мы поддерживали контакт с этими представлениями?

Недавно мы написали короткую инструкцию по осмыслению аниме и других произведений культуры и протаскиванию в жизнь того важного, что высветилось у нас в ответ на эти произведения.

Казалось бы, тут все понятно. Все, кто посмотрел какой-то фильм, пережили определенный опыт.

Но если обратиться к исследованиям на эту тему, мы узнаем, что помимо самого фильма - того, что происходит на экране, - есть еще и другой “фильм”, который создается у каждого в голове.

Мы как-то понимаем намерения героя, его сложности и вообще в быстром темпе ориентируемся в том, что происходит на экране, опираясь на свой жизненный опыт, этические представления и т. д.

То же самое происходит в жизни. Да, есть определенные события, которые многие могут наблюдать, но это совсем не значит, что для всех эти события будут означать одно и то же.

То, как человек осмысляет те или иные события, очень важно. В этом есть какая-то квинтэссенция индивидуальности.

И если как-то развить эту тему у себя, работать с ней, можно стать значительно сильнее.


Tags: Говорит и показывает, заметка, колеса от телеги, наблюдение, намерение, нарративное агентство, психотерапия, размышление, теория, фото/видео
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment