Трикстер (lesley_f) wrote,
Трикстер
lesley_f

Categories:

Клуб: поддержка на пути из какого А в какое Б и как именно? (Рэйчел)

Рэйчел писала однажды текст про клуб как поддержку в переходе из некоторого состояния/положения А в предпочитаемое Б.
И к нему были очень важные комменты на Фейсбуке.
Так что я принес сюда кусок исходного поста и само обсуждение.

<...> Клуб работает как катализатор. Обеспечивая среду для протекания <процесса перехода>.

Допустим, есть у человека проект: перейти из какого-то одного состояния в какое-то другое.
К примеру, от бедности - к обеспеченности. Или от разобранности - к целостному восприятию и комплексным действиям. Или от неустраивающих отношений - к устраивающим.
И есть у него, допустим, эксперты/книги/википедия/религия, чтобы этим руководствоваться в своих изменениях.
Но чтобы эти компоненты сработали правильным образом, нужна еще среда.

И у некоторых она даже есть, и клуб тогда не совсем про них.
Клуб про тех, кому важно добраться до точки Б достаточно быстро и экологично.
Сохранять вектор, поддерживать скорость и соотноситься с естественным ходом вещей (например, чтобы выносить ребенка, нужно порядка 9 месяцев, и никакой тренинг не ускорит этот процесс).
Короче, когда до результата еще пилить и пилить, нужно на что-то ориентироваться.
И не всегда на протоптанные тропы или GPS.
Справляться с препятствиями и всякое такое.
Короче, смысл в том, чтобы человек _дошел_ до желаемой точки Б.
<...> Эта задача несколько перпендикулярна обычному пониманию, она просто выше уровнем.
Но поразмышлять в эту сторону мне было важно и полезно. <...>

Из комментариев:

Кирилл Кулаков:
Я все ещё не очень понимаю, на маршруте из какого А в какое Б ваш клуб поддерживает.
И отдельно я не понимаю, не испорчусь ли я со вписывания в ещё одно систематическое и регулярное взаимодействие.
Рэйчел Троп:
Ага, о, спасибо за вопросы!
Про «не испорчусь ли» - можно отключить уведомляшки на чат и вебинары смотреть/слушать в записи в любое удобное время. У нас вообще все активности клуба строго необязательны, так как мало ли как у кого процесс пойдет и т. д.
Про «из какого А в какое Б» надо, наверное, отдельный пост писать. Ну вот идея Майкла Уайта относительно карт нарративной практики, которые достаточно универсальны, была такая идея. В детстве они с отцом отправлялись в велопоходы и просто решали, куда поедут. А потом - куда поедут дальше. Выбирали предпочитаемое направление. И потом он воплотил это в своих картах - последовательностях хороших вопросов, помогающих продвигаться в том направлении, которое близко, ценно, интересно.
Я по первому высшему как раз специализировалась на проектном методе: стартуем с того уровня знаний, который есть у учеников (а он у них разный, понятное дело), и они при небольшой методологической, информационной и моральной поддержке учителя сами бросаются изучать то, что им интересно. Это очень клево работает, подростки реально вовлекаются, носом землю роют и получают знания, сильно превышающие школьную программу.
Ну и есть кайдзен в экономике, помогающий выбраться из сильных минусов к значительным вершинам. Тоже в разных совершенно областях и направлениях.
Вот мы все это синтезируем, чтобы поддерживать людей в движении из точки А, где они сейчас находятся и как они ее определяют, в точку Б, которую они себе наметили.
Как определить эти точки - это отдельная тема, в ней у нас тоже много наработок. Есть методики из ОРКТ, того же кайдзена и т. д., есть авторские. Вот думаю: может, по ним как раз бесплатный движ организовать? И про жизненные проекты заодно рассказать всем желающим, что это, зачем и с чем едят.
Кирилл Кулаков:
Рэйчел, я все ещё не понимаю. Ок, в клубе есть люди. Они находятся на разном уровне и в разных процессах. И маршруты у них разные. Так? Тогда что их объединяет? Что делает клуб? Если клуб поддерживает движение, то каким образом он это делает?
Рэйчел Троп:
Кира, см. выше. Там про методы все написано.
Владимир Баскаков:
Рэйчел, и все же, под катализирующей средой в основном понимаются вебинары или чат? Предполагается ли, что вебинары именно в даваемой последовательности и употребляемые в записи сами по себе могут дать ускоряющий эффект?
Трикстер:
Да.
Рэйчел Троп:
Вебинары и чат - всего лишь формы организации той самой развивающей среды, про которую я расскажу чуть ниже.
С вебинарами и чатом все работает по принципу Павлова: чем большим количеством путей информация в мозг поступила, тем лучше она там закрепилась.
И тут каждый участник может регулировать свое участие так, чтобы ему было комфортно: не слишком много, не слишком мало и т. д.

Но есть еще, как говорится, «тонкий» аспект.
Само развивающее пространство.
В психотерапии его называют «контейнером», пространством переноса-контрпереноса и еще многими разными словами в зависимости от направления.
В расстановках и иже с ними - «поле».
Короче говоря, вот эта вот нематериальная штука, своеобразный закуток ноосферы, если так можно выразиться, психологическое пространство взаимодействия.
Многие специалисты, работающие с людьми, умеют его создавать и поддерживать. Их этому специально обучают, хотя передать это понимание в паре абзацев сложно: оно вырабатывается на практике. Многие даже не особо рефлексируют, как и за счет чего они делают это. Мы рефлексируем это достаточно хорошо, т. к. много супервизировали и интервизировали с коллегами свою практику: как консультативную, так и обучающую/поддерживающую.
Кирилл Кулаков:
Рэйчел, вот после «поля» я понял.
Рэйчел Троп:
Кирилл Кулаков, о!

_____________________________________

Месяц участия в клубе стоит всего 2000 р.
Это вебинары каждый четверг и непрерывный чат.

Писать можно администратору на почту org@alterglobe.ru либо в личку ведущим.

Сайт клуба: http://aspera-et-astra.ru


Tags: Говорит и показывает, вести с полей, заметка, колеса от телеги, наблюдение, намерение, нарративное агентство, размышление, сообщение, теория
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment