Кто рулит процессом: мы сами или кто-то за нас?
Меня вот крыса Турандот отлично дрессирует: каждое утро она начинает греметь миской и подсовывать ее поближе к входу в клетку, чтобы я ее покормил :).
А у нас на курсогруппах я всегда недоумеваю, когда кто-то вдруг приходит как бы с тем, чтобы в него "положили" нужные знания, а не применяет их к своей жизни сам — сразу, при обсуждениях, и потом, между занятиями. А знания-то переходят в навыки только при тренировке! И какой тогда смысл?
Короче, в огромном море информации очень важно отбирать именно то обучение, которое улучшает жизнь уже сейчас, причем эту конкретную жизнь с ее актуальными потребностями.

Давайте посмотрим, как устроено обучение. Текст будет резким, у меня накипело за всю жизнь и два высших образования — педагогическое и маркетинговое.
И как педагог и маркетолог я имею сказать следующее.
Вы замечали, что в своей жизни вы постоянно чему-нибудь учитесь?
Позвольте привести несколько примеров — может быть, так будет понятнее, о чем я.
Вы осваиваете новый ассортимент магазинов, выбирая для себя то, что вам больше подходит.
Мерчендайзеры еще постоянно что-то меняют — то цену, то выкладку, то вообще секцию товаров перенесут в другое место без предупреждения, — и в этом приходится быстро ориентироваться.
Вы учитесь использовать новые гаджеты, программы и приложения.
Вы собираете информацию по волнующим вас вопросам, подписываясь на блоги и сообщества — более того, читая и осмысляя большую часть контента, пока тема свежа.
Как только вы начинаете ориентироваться в теме, вы просматриваете все «по диагонали», быстро вычленяя незнакомое и интересное и дополняя уже полученные знания.
Причем все это многие из вас делают, даже не задумываясь о том, что чему-то учатся.
А теперь — другая сторона медали.
Вас обучают.
Вас обучают в вашем продуктовом возле дома. Заходя в магазин, вы берете со стойки… «учебник», вернее, «книжку с ответами», где вам наглядно показывают, какой товар выгоднее на этой неделе.
Вас обучают продавцы гаджетов — в рекламе, в фильмах и сериалах, в магазинах, куда вы приходите оплатить телефон, — и далее везде.
Вас обучают на работе. Нет, не тому, как работать, а неким «негласным правилам», от несоблюдения которых испортится либо организация, либо ваши карьерные перспективы в ней.
Даже ваш кот обучает вас, как его лучше кормить, где чесать и когда менять лоток.
Ежедневно вы формируете сотни новых условных рефлексов, даже не замечая этого.
Или вам их формируют?
Но вот когда речь заходит об обучении, о том, чтобы пройти онлайн-курс или принять участие в семинаре на какую-то тему, — тут сразу «фуууу»!
Знаете, в чем по-моему дело?
Да вы просто перегружены!
Это раньше ученье было светом, а сейчас этот свет бьет со всех сторон.
Как вам идея: самим управлять процессом собственного обучения? Что тогда могло бы измениться в вашей жизни?
***
А знаете, в чем еще, по-моему, фишка?
Никто не разговаривает с вами о вас. Даже я сейчас. Даже продуктовый у дома — им все равно, что вы думаете, они хотят рассказать вам о своих продуктах, чтобы вы купили побольше. Вы открываетесь им — и что вы получаете взамен? Еду, за которую вы и так заплатили? И это все? За двадцать новых условно-рефлекторных цепочек пятого уровня и выше? Просто чтобы завтра вы занимали их площадь своей тележкой на 2,5 минуты меньше по времени, и другие покупатели получили положительное подкрепление, легко проехав со своей тележкой по свободному проходу?
Они получают свой профит за ваше обучение. А вы? 2,5 минуты свободного времени за то, что взяли более дорогой продукт с полки прямо перед глазами? «Oh, really?»
Хватит. Пора брать свое обучение в свои руки.
Если свой мозг не тренируете вы, его тренируют другие. И дело даже не в том, что они тренируют _свой_ мозг и могут в чем-то стать успешнее вас. Нет, они тренируют _ваш_ мозг, а получаете вы только то, что купите у них. А стоимость вашего обучения будет входить в цену продукта!
Вот почему есть специальные люди — коучи, педагоги, тренеры, консультанты, — которые берут деньги только за помощь в освоении тех навыков, которые нужны именно вам для вашей жизни. Некоторые из них работают недобросовестно, и все, чему вы учитесь у них — это покупать все новые и новые тренинги, «новые ступени» и т. д. Но некоторые и правда знают свое дело и ведут себя этично по отношению к своим клиентам.
По логике написания рекламных текстов, здесь могла бы быть наша реклама. Но мне кажется, вы уже устали, а мы создавали этот текст не для того, чтобы «дергать вас за ниточки». Так что лучше отдохните, обдумайте все хорошенько и дождитесь следующего поста.
(Там-то мы вас и «подергаем», хе-хе!)
АВТОР: Рэйчел Троп (Люда Орел)
26 марта 2015