Трикстер (lesley_f) wrote,
Трикстер
lesley_f

Category:

"Старые песни о главном" — 8

Привожу с большими сокращениями, так как исходно статья начинается с разговора на Фейсбуке и состоит из моих реплик там и развернутых моих же комментариев к ним. И сейчас мне это кажется уже ненужным и избыточным.
Я не знаю, буду ли переделывать на сайте. Мне еще и историческая ценность важна.
Так или иначе, вот то, что я думаю про "сопротивление клиента".

***
Про «сопротивление клиента» (почему я не пользуюсь этим понятием) — Трикстер

В свое время Маша Егорова нам (учебной группе то ли по работе с травмой, то ли на расстановочной) сказала: «Если у вас в голове хотя бы забрезжило слово «сопротивление», это значит, что вы УЖЕ насилуете клиента» (и пора срочно остановиться).
Я с тех пор очень ориентируюсь на эту идею.
Причем тут даже не важно, что именно я вкладываю в это понятие. Важно, что у меня возникло это ощущение и слово. Значит, я — как минимум, в моем понимании, — уже «сверху» и «лучше знаю». А это уже вредно. Поэтому мне такой ориентир удобен.

А от Дарьи Кутузовой <при обучении нарративной практике> я в свое время почерпнул вторую мысль, которая отвечает мне на вопрос «что теперь делать-то?»: о том, что если клиент «не понимает», значит разговор вышел за пределы его зоны ближайшего развития (да и просто за пределы нашего с ним общего, разделяемого понимания). И надо «отступить назад, на знакомую почву — подойти поближе, вернуться на дорогу», так я для себя это понял и обозначил.

А про третью даже не мысль, а ощущение только что мелькнуло выше <в дискуссии на Фейсбуке> — про «эмоционально заряженный материал, с которым надо осторожно обходиться». У меня это именно физические ощущения, которые можно сформулировать как «тут какая-то мина, тут горячо, тут страшно, тут обвал и т.д.» — образы какие-то, порой довольно четкие (я шаман — это как-то с этим связано). Если мне это кажется уместным, я могу их осторожно озвучить, обставив вводными словами, чтобы не навязывать свое видение. Часто оказывается полезным, продвигает куда-то.

(…)
Почитал «напримеры» <в дискуссии на Фейсбуке>.
В случае таких «напримеров» у меня срабатывает идея про авторскую позицию клиента — у меня она тут трактуется как «он/а сам лучше знает, как ему делать и что делать». Свои наблюдения я могу озвучить и спросить, а как он/а это видит — может, я вообще не с той колокольни гляжу и для себя интерпретирую.

Я вижу себя как спутника, сопровождающего, проводника — я не знаю «конечной цели» маршрута клиента, но могу знать что-то об особенностях каких-то местностей. Поэтому иногда могу — с много вводных слов — информировать о том, что бывает иногда вот такое-то и такое-то, не отзывается ли? Всякий раз ловлю при этом грань, чтобы не навязать свои представления о том, что с клиентом происходит.

А еще я очень помню — по себе же, — что при работе с травмой, например, часто подолгу бывает не до всего. Что-то в глубине происходит, а снаружи может казаться, что треп ни о чем. Или ходить к терапевту сейчас не за чем, так как новое все равно никуда не полезет. Стараюсь так спрашивать, чтобы понять, что происходит.

При этом на лайф-коучинг, консультирование и терапию у меня контракты различаются, но не формализованы (не написаны никак). Все устно оговаривается и регулируется по обстоятельствам. То есть если клиент перестал ходить — ну, перестал. Потом, может, опять начнет. А в процессе я на каждом повороте спрашиваю, туда ли мы вообще идем. Сеттинг* в долгосрочной терапии я вижу как опору для клиента, так что ему решать, нужна ли ему такая опора. — Я буду думать. Может быть, мне стоит делать это как-то структурированнее?
_________________________________________

* Сеттинг — это четко оговоренные условия по времени, месту и формам взаимодействия: как часто, как долго, где, когда, какова оплата за пропущенный клиентом сеанс, за какое время стороны предупреждают друг друга о возможном пропуске, какие методы работы используются, каковы ее общие цели и т.д.
Обычно это то, что оговаривается до начала работы.

Контракт, кстати, — это обычно не бумага, а система устных договоренностей между помогающим практиком и клиентом, вырабатываемая в начале работы. Сюда входят конкретные цели работы, ее темы, запросы, ожидания сторон и пр. Так как на четкую формулировку запроса иногда может уйти не одна сессия (или одна долгая сессия), то это относится уже к работе. — Помощь в формулировании ответа на вопрос, чего именно хочет клиент и что ему нужно. И ответ практика, в чем из этого и как именно он может помочь. Когда это оговорено — контракт заключен. Потом может пересматриваться по мере продвижения в работе.

АВТОР: Трикстер
29 марта 2012


Tags: Говорит и показывает, вести с полей, воспоминание, заметка, колеса от телеги, наблюдение, намерение, нарративное агентство, психотерапия, размышление, теория, факт обо мне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment