Трикстер (lesley_f) wrote,
Трикстер
lesley_f

Category:

"Старые песни о главном" — 26

Мой второй стендовый доклад на Воронежской психодраматической конференции в октябре 2010 года (на основе моего доклада на нарративной миниконференции в июне 2010).
Я тогда еще мало знал про травматическую диссоциацию и диссоциативное расстройство идентичности, но многое уловил верно.
Тут, конечно, не во всех случаях субличности, могут быть и диссоциативные альтер-личности, но суть от этого не меняется.
И есть тонкая грань между тем, что общаться надо с системой (человеком) в целом, чтобы поддерживать целостность, и тем, что не надо стричь всех альтеров под одну гребенку и насильно тащить в рай.

***
«Кто все эти люди, где все мои вещи?», или Конфликт субличностей в одной связке: стендовый доклад по нарративной «связке альпинистов»

Нарративные мотивы в психодраме

Название этого доклада лукавит: речь пойдет о нарративной метафоре «связки альпинистов», которая, в отличие от психодраматического «совещания частей», конфликта не подразумевает. Хотя внутренние конфликты решать помогает, о чем и поговорим.

Введем понятия:

Внутренний конфликт – ситуация, когда одновременно хочется нескольких взаимоисключающих вещей либо когда одно или несколько «хочу» не стыкуются с одним или несколькими «надо».

«Совещание частей» («конференция частей», «круглый стол частей») – в т.ч. психодраматическая техника, позволяющая выделить ряд внутренних частей (субличностей) относительно конкретного выбора или конфликта, опросить их о предпочтениях и страхах, а затем выработать решение, которое максимально устраивало бы всех. Протагонист выступает при этом, в том числе, в роли наблюдателя и/или модератора дискуссии. Одним из важных аспектов является выведение наблюдающего/выбирающего Я в независимую позицию, когда все, что бы ни говорили другие люди или собственные субличности, учитывается при принятии решений, но не обязательно выполняется.

Нарративный подход – направление психотерапии и работы с сообществами, основанное в 1980-х годах Майклом Уайтом (Австралия) и Дэвидом Эпстоном (Новая Зеландия).

«Жизненный клуб» – нарративная метафора, которая «опирается на метафору членства (membership), разработанную Барбарой Майерхоф (Myerhoff, 1978, 1982, 1986) и Майклом Уайтом (White, 1989) для описания «клуба значимых других» в жизни человека. Мы все рождаемся в такой клуб, и на протяжении жизни кого-то в него добавляем, а кого-то, бывает, что и вычеркиваем. Жизненный клуб человека является отправной точкой для выстраивания его идентичности. Во взаимоотношениях между человеком и другими членами его жизненного клуба происходит предложение и принятие позиций идентичности, избранные идентификации подтверждаются и признаются аутентичными. С этой точки зрения, идентичность является побочным продуктом множества диалогов с теми, кто подтверждает или отвергает наши заявления о том, кем мы являемся (McNamee & Gergen, 1999)». [Цит. по: Кутузова Д. А. – «Вспоминая, поддерживаем жизнь»: обзор книги Лоррейн Хедтке и Джона Уинслэйда
L.Hedtke & J.Winslade. (2004). Re-Membering Lives: Conversations with the dying and the bereaved. Amityville, New York: Baywood Publishing Company.
Опубликовано: http://narrlibrus.wordpress.com/2009/01/25/remembering-lives
, 25 января 2009 г.
Полную библиографию см. в указанной статье.]

Используется в рамках нарративной практики «восстановления участия» (re-membering) (White, M. (1997) Re-membering. In White, M. (1997) Narratives of Therapists Lives, Adelaide: Dulwich Centre Publications).

«Связка альпинистов» – аналог «жизненного клуба», перевод-пересочинение этой метафоры мексиканскими нарративными практиками, которым исходная английская метафора казалась слишком чопорной, «не отзывалась». [В русскоязычном нарративном сообществе об этом переводе известно из устного источника, разговора между Дарьей Кутузовой и Дэвидом Денборо.]

Именно эта формулировка данного понятия вдохновила меня на нижеследующее.

***
Идеи:

Первая, не моя, но подтолкнувшая меня к размышлениям:

Silent Too Long, группа женщин, переживших сексуальное насилие в детстве, работавшая с нарративным фасилитатором Джасси Верко (Jussey Verco) – это тоже женщина, – выдвинула идею о том, что миграция идентичности из травматической области в предпочитаемую не обязательно происходит для всего человека в целом, а может происходить «по частям»: скажем, если представлять себе этот процесс как переход вброд через залив, то какие-то части могут быть еще по нос в воде, а какие-то уже вышли на берег, построили дом, повесили занавесочки и ждут. И тогда то, что человек иногда вдруг обнаруживает себя до сих пор бредущим по самый нос в воде, не означает, что его отбросило назад и все усилия по преодолению последствий травмы оказались тщетными. Просто частью себя он туда, в безопасное и желаемое место, уже добрался, а частью еще нет. (Silent Too Long, 2000: ‘Embracing the old, nurturing the new.’ Dulwich Centre Journal, Nos.1&2.)

Вторая, моя:

Почему бы не рассматривать части или голоса внутри человека как отдельные сущности, с которыми ему (наблюдающему и выбирающему Я) приходится иметь дело?

От субличностей или частей личности, рассматриваемых в рамках других подходов, эти части будет отличать в нарративном подходе то, что они будут являться персонажами историй, самых разных историй, когда-либо происходивших или могущих произойти с данным человеком, тогда как в других подходах они чаще рассматриваются: а) на языке внутренне присущих им свойств и черт; б) как слепок на данный момент времени, не имеющий исторического развития.

К числу этих «обитателей внутреннего мира» могут относиться и внутренние отображения реальных (внешних) родственников, друзей и знакомых человека, и его представления, и персонажи книг, и идеи, и многое-многое другое. – Все, что имеет свой голос внутри человека. Парадокс в том, что все это внутри человека, несомненно, есть, но совсем не все из этого можно назвать его субличностями.

***
Методика

Вернемся к внутренним конфликтам. В то время как техника «совещания частей» больше акцентируется на самом внутреннем выборе или конфликте и ставит целью выработку «устраивающего всех внутри» решения, можно иначе расставить приоритеты и сконцентрироваться на достижении целей, выборе предпочитаемого направления движения, развитии предпочитаемой идентичности и предпочитаемой истории (или, вернее сказать, предпочитаемых идентичностей и историй).

Тогда можно рассматривать части личности как внутреннюю «связку альпинистов» и говорить о методах «внутреннего командообразования», реализуемых самыми разными средствами (разговорный жанр, расстановки на фигурках, психодрама, инсталляции, работа с напольными якорями и другие методы для выяснения «состава команды», взаимодействия ее членов, их целей, интересов и пр. и выработки решения о том, куда и как двигаться, что взять с собой, что оставить и т.д.).

При этом вовсе не обязательно брать с собой в каждое путешествие (задействовать в достижении каждой из желаемых целей и ее обсуждении) все имеющиеся сущности. Относительно каждой конкретной намеченной цели или направления предпочитаемой истории можно отбирать среди них те, которые входят в данную «связку» или «команду», поддерживают движение в эту сторону. Например, нет смысла уговаривать идти на работу ту часть, которая туда решительно не хочет. Можно просто ходить туда «без нее», реализуя с ее помощью другие проекты, идеи, желания.

Кроме того, внутри (как и вокруг) человека всегда есть множество голосов, мнение которых с его предпочтениями не совпадает. То есть бывают и такие сущности, которые просто обитают на внутренних территориях человека и имеют (выражают) какое-то отношение к поставленной цели, его жизни, его выборам и т.д. Всех ли и всегда ли надо слушать? (Если да, то почему и зачем?)

В рамках предлагаемой модели «наблюдающее/выбирающее Я» является не только точкой (позицией) наблюдателя и даже не только предпочитаемой точкой наблюдателя, но и активным персонажем, действующим лицом истории, что реализует постмодернистские нарративные представления о полиисторийности переживаний жизни и идентичности. Здесь мы разводим понятия «Я-пространства» (я = все, что во мне есть) и «Я-персонажа» (как персонажа каждой конкретной моей истории), являющегося по отношению к выделяемым частям личности не нейтральным секретарем и даже не посредником, а капитаном команды, набираемой под проект.

И, как уже говорилось выше, весь процесс отбора команды и «сборов в поход» можно (и удобно) реализовывать методами психодрамы.

***
Подготовлено по материалам моего устного доклада на нарративной миниконференции в Москве 17 июня 2010 года.

Трикстер
(trade mark: Радио Трикстера)

Москва 2010
6 октября 2010

Оглавление цикла «Псих(олог)ическая травма и диссоциация»:
http://alterglobe.ru/?p=1190



Tags: Говорит и показывает, вести с полей, воспоминание, заметка, колеса от телеги, наблюдение, намерение, нарративное агентство, психотерапия, размышление, теория, факт обо мне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment